ИРИНА, спасибо! Четыре года и вправду целая жизнь
Правда это не титанический труд ни разу
. Наоборот - очень даже интересная и весьма активная жизнь вместе с ребенком, который обладает ярким и сильным характером (не подумайте, что хвастаюсь. ну разве что совсем чуть-чуть
).
(задумчиво): титанические усилия, думаю, были именно у Юрки. Когда он подстраивался под наши требования. Где-то даже ломая себя. Помню, что месяцев через 10 после попадания домой обмолвилась я в разговоре все той же нашей замечательной няне, что я, мол, Юрку люблю. А она мне в ответ: "Нет, пока еще не любишь, ты еще на пути к нему. Ты его еще подсознательно оцениваешь. И это нормально, просто любовь у тебя так постепенно формируется. А вот он тебя уже полностью принял." Наверное, тогда она была права. В том, что ребенок очень старался ради меня - так точно права. Потом сколько было ситаций, когда вроде и есть повод поругать ребенка за неправильное поведение. А потом вдруг приходит понимание - он же так старался вести себя хорошо. Он начал скандалить в магазине, но сдержался и не стал падать на пол; он сделал над собой усилие и не довел отвратительное нытье, всегда заканчивающеесе истерикой, до этой самой истерики. И не знаешь - ругать за нытье или хвалить за то, что смог остановиться, не доводя до истерики.
...А вот вы пишите "некая эмоциональная задержка, она ушла еще где-то через год".....это что имеете ввиду? Неумение контроливать свои черезчур бурные эмоции,которые накопились за годы пребывания в детдоме ?
Ну, наверное так. Только мне кажется, что эмоции не копились, пока ребенок был в ДР. Они просто не развивались. Говорят же, что у малышей, живущих в ДР, очень бедные эмоции. (не претендую дальше на серьезность изложения своей мысли, могу напутать). Вот у домашнего малыша месяцев в семь-девять, когда он начинает ползать, идет резкий скачек в развитии . В немалой степени за счет того, что в поле досигаемости попадает то, что раньше не попадало - а вокруг-то столько всего соблазнительно-притягательного. И одновременно с этим начинаются первые "нельзя" со стороны взрослых. И, вольно-невольно, ребенку приходится с этими "нельзя" считаться и как-то (не очень успешно вначале) учиться себя сдерживать. А у детишек, живущих в ДР, этот момент выпадает. Ну лежит он в большом манеже. Ну ползает чуть позже в этом же манеже. Вокруг игрушки, естествено. И все, до чего дотянешься - можно. Другое дело, что это скучно и не интересно, потому что одноитожеодноитожеодноитоже. Как тут самоконтролю развиться.
А потом ребенок в семье. И вокруг куча всего интересного, что активному мальчишке с активным познавательным интересом непременно надо потрогать-испытать. И вся спавшая неразвитая эмоциональность резко развивается и накрывает волной. А самоконтроля-то нет. И так быстро, как эмоциональность, он не разовьется. Вот и получается, что ребенок уже в состоянии осознать, что можно, а что нельзя. А сдержать себя - не может. Не потому, что плохой, а потому что ну не может он этого и все тут.
Про "эмоциональную задержку" некорректно я выразилась. Наверное, это все же было ближе просто к ЗПР. Что-нибудь типа остаточных явлений. Когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту, контакты тоже в целом ему соответствуют, а эмоциональная реакция в некоторые моменты (на что-то новое, на неожиданные ситуации, людей и т.п.), способность контролировать эти эмоции, самоконтроль - как у ребенка более младшего возраста.
При всем при том ребенок замечательный, общение с ним доставляет море удовольствия. Ну т.е. необременительно это совсем.
А то, что вы с сыном научились дружить, договариваться, пусть пока только дома, - великое дело. Мне думается, что все у вас будет хорошо. Хотя и потребует работы не только над ребенком, но и над собой. Но, на самом -то деле (не открою Америки), этого требует любой ребенок, не обязательно приемный.
Младший меня убедил, что мы ни разу не зайцы, а обычные кенгуру