Может кому пригодится?)
Цель собеседования с будущим первоклассником
Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-х летнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.).
Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:
• Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
• Рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);
• Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости с психоневрологом, собеседование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная).
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
1. К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
• Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
• Цифры 0,1,2,3,4.5.6,7,8,9;
• Знаки: +, -, =, <, >;
• Название текущего месяца, последовательность дней недели;
• Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
• Соотносить цифру и число предметов;
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• Пользоваться арифметическими знаками действий;
• Измерять длину предметов с помощью условной меры;
• Составлять из нескольких треугольников , четырехугольников фигуры большего размера;
• Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
• Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
2. К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
• Строить сложные предложения разных видов;
• Составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
• Находить слова с определенным звуком;
• Определять место звука в слове;
• Составлять предложения из 3-4 слов;
• Членить простые предложения на слова;
• Членить слова на слоги (части);
• Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
• Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
• Уметь правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
• Уметь употреблять разные части речи точно по смыслу;
• Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
• Уметь отвечать на вопросы и задавать их;
• Уметь самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
• Уметь составлять рассказы о предметах ( по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
• Иметь достаточный кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
3. В области представлений об окружающем мире:
• Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
• Иметь представление о сезонных явлениях природы;
• Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
У детей , не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.
Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
Список литературы:
Критерии психологической готовности ребенка к школе.
1. Социально-психологическая готовность к школе:
• Учебная мотивация (хочет идти в школе; пронимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
• Умение общаться со сверстниками и взрослыми ( ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
• Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
• Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
• Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);
• Координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
• Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
• Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание ни выполняемой работе в течение 15-20 минут);
• Развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка, слово-ситуация).
Советы психолога родителям первоклассников:
1. Главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Как должны вести себя взрослые (родители) , чтобы добиться этого?
Во-первых, необходима серьезная заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня.
Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь (сколько зеленых машин стоит у дома и т.п.).
Во-вторых, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение ребенка. В этом возрасте (6-7 лет) дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание – это рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
В-третьих, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу, как к ответственному серьезному шагу ребенка
Цель собеседования с будущим первоклассником
Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-х летнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.).
Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:
• Выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
• Рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);
• Рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости с психоневрологом, собеседование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная).
Критерии готовности ребенка к обучению в школе
1. К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
• Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
• Цифры 0,1,2,3,4.5.6,7,8,9;
• Знаки: +, -, =, <, >;
• Название текущего месяца, последовательность дней недели;
• Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
• Соотносить цифру и число предметов;
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• Пользоваться арифметическими знаками действий;
• Измерять длину предметов с помощью условной меры;
• Составлять из нескольких треугольников , четырехугольников фигуры большего размера;
• Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
• Ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
2. К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:
• Строить сложные предложения разных видов;
• Составлять рассказы по картинке, серии картинок, небольшие сказки;
• Находить слова с определенным звуком;
• Определять место звука в слове;
• Составлять предложения из 3-4 слов;
• Членить простые предложения на слова;
• Членить слова на слоги (части);
• Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
• Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
• Уметь правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
• Уметь употреблять разные части речи точно по смыслу;
• Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
• Уметь отвечать на вопросы и задавать их;
• Уметь самостоятельно передавать содержание литературных текстов;
• Уметь составлять рассказы о предметах ( по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);
• Иметь достаточный кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
3. В области представлений об окружающем мире:
• Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
• Иметь представление о сезонных явлениях природы;
• Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
У детей , не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.
Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?
Список литературы:
Критерии психологической готовности ребенка к школе.
1. Социально-психологическая готовность к школе:
• Учебная мотивация (хочет идти в школе; пронимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
• Умение общаться со сверстниками и взрослыми ( ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
• Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
• Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
• Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вперед-назад, слева-справа);
• Координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
• Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
• Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание ни выполняемой работе в течение 15-20 минут);
• Развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка, слово-ситуация).
Советы психолога родителям первоклассников:
1. Главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.
Как должны вести себя взрослые (родители) , чтобы добиться этого?
Во-первых, необходима серьезная заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня.
Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь (сколько зеленых машин стоит у дома и т.п.).
Во-вторых, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение ребенка. В этом возрасте (6-7 лет) дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание – это рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
В-третьих, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу, как к ответственному серьезному шагу ребенка