Вопрос мой в том, что может не только приемные дети думают, что они приемные, а и у родных такие мысли появляются. Может мой пример-то не единичен. И нельзя это приводить, как в статье, примером доказательства генетической и перинатальной памяти младенца. А?
В статье, как мне помнится, говорилось чуть шире. В том числе о том, что взрослые люди, узнав о приемности, чувствовали, что подспудно знали это всегда. И неосознанное это знание накладывало отпечаток на их взаимоотношения с окружающим миром.
А из собственного опыта в подтверждение того, что у приемных детей зачастую бывают одинаковые особенности поведения... Как-то в конце первого года посещения сыном садика (он был дома к тому времени почти два года) разговорилась с воспитательницей. И она, не зная о его приемности, пыталась объяснить мне, чем он отличается от остальных деток группы. Было сказано, что она за свою практику таких детишек с таким поведением еще не встречала и приведены примеры этого самого поведения. Ее выводы (повторюсь, она не знала о приемности) - он, скорее всего, всю жизнь провел в семье и мало общался с детками, поздновато пошел в садик, поэтому не умеет взаимодействовать с коллективом, отсутствует коллективная дисциплина. Напомню на всякий случай, что он с рождения в ДР, домой попал в 1,8 года, в садик пошел через год после этого. Ну сейчас я уже в подробностях и в конкретностях не вспомню, что она мне говорила. Но тогда по свежим следам я все это рассказала одной нашей форумчанке, сын которой на год младше моего. И примерно через полгода она звонит мне и рассказывает, что сегодня воспитательница сказала ей о ее сыне, что за тридцать лет работы впервые встречает ребенка с таким поведением. И дальше - слово в слово то, что говорилось о моем сыне. Говорит, что при этом разговоре с воспитательницей у нее было полное дежа вю от одинаковости ситуаций и оценок воспитателями поведения наших детей.
Про воспоминания о ДР. У меня сын вспоминал и что-то пытался рассказывать об этом в течение первых полутора лет. В конце это были уже не четкие воспоминания, а что-то больше на уровне образов - чувств.
Общее ощущение у него о той поре (как я воспринимаю его рассказы) - много людей, шумно, какая-то толи обида, толи тоска и внутренний дискомфорт. В общем, что-то такое маленькое и беззащитное.
Про то, как я сыну рассказывала о приемности, писала здесь в теме "два года назад". Вчера посмотрела написанное, поняла, что ничего принципиально нового добавить не могу.
Во всех этих разговорах о жизни в ДР и о приемности есть очень важный момент. Взрослый должен быть готов к любым вопросам ребенка и должен, что очень важно, говорить об этом глубинно спокойно, не испытывая никакого дискомфорта от ситуации и от темы. А это бывает сложно и получается не сразу. Вот как тут перебороть себя, не вовлекая в решение собственных заморочек своего ребенка - проблема, ага.
Младший меня убедил, что мы ни разу не зайцы, а обычные кенгуру