Уважаемый Департамент социальной защиты населения г. Москвы. Группа усыновителей ознакомилась с вашим ответом. Ваше ведомство отказало нам в просьбе внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 26 мая 2009 года № 492-ПП "Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории г. Москвы после 1 января 2009 г ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому размер выплат не будет зависеть от даты приема ребенка в семью. В отказе вы ссылаетесь на то, что субъектам Российской Федерации (в т.ч. городу Москве) предоставлено право самостоятельно определять категории граждан, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, и условия, при которых меры социальной поддержки могут быть им оказаны в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в данном субъекте и приоритетов социальной политики. Действительно такая практика существует. Примером такого субъекта является Московская область. В ее регионе установлен закон по которому с 1 июля 2007 года выплачивается ежемесячное пособие на детей, находящихся в семьях усыновителей, размер которого до 01.07.08 составлял 6 тысяч рублей на каждого ребенка. С 1 июля 2008 года размер ежемесячного пособия составляет 10 тысяч рублей на каждого ребенка. Ежемесячное денежное пособие назначается ежегодно и выплачивается органом опеки и попечительства Московской области. Данный закон распространяется на детей, усыновленных и ранее 2007 года. Как видите Московская область не только стимулирует своих усыновителей, но и поддерживает прежних, а Москва унижает и вносит раздор в их ряды.
В своем ответе вы так же ссылаетесь на практику ограничения круга получателей отдельных социальных выплат лицам, у которых соответствующие обстоятельства возникли после определенной даты. Но выплаты на которые вы ссылаетесь, являются разовыми, а не ежемесячными, как в нашем случае. Одно дело выплатить один раз, и другое дело ежемесячно получать поддержку от государства. Ранее вы ссылались на нехватку денег, поэтому ограничили круг получателей. Однако после 1 мая 2013 года у вас появилась возможность повысить выплаты тем, кто уже получал на протяжении 4 лет ежемесячную материальную поддержку. Вы даже удвоили эти выплаты. Ваш закон от 02.04.2013 года № 184-ПП назван так: "О мерах, направленных на укрепление семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и повышение уровня материальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Так почему же усыновители до 01.01.2009 года лишены этой материальной поддержки? Почему вы считаете, что наши семьи не заслуживают материальной поддержки? В некоторых наших семьях воспитываются дети-инвалиды, а в некоторых по 2 и 3 ребенка. Возможно, что какие то семьи хотели бы взять на воспитание и еще детей, но не хотят, потому, что чувствуют себя обманутыми. Ваша цель введенной в 2009 году выплаты - стимулировать на будущее усыновление детей. Повышение размеров выплат от 02.04.2013 № 184-ПП направлено на увеличение числа детей-сирот, передаваемых на различные формы семейного устройства. Так почему усыновители после 01.01.2009 попадают и во второй закон? Почему вы не приписали новые выплаты для тех кто усыновляет с 01.01 2013 года? Если следовать вашей логике стимулирования числа детей-сирот в семейные формы, то тем кто усыновил до 01.01.2013г вы должны были бы оставить выплаты на уровне 12 000 руб., а вот те кто с 01.01.2013 им более повышенные выплаты. Но вы же не только продолжили платить тем, кто усыновил с 01.01.2009 года, но еще и повысили выплаты, внеся тем самым недоумение тем усыновителям, которым вы не смогли найти деньги.
Нас поддержал Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, обратившись к Вам с письмом №3.6-23/751 от 29.05.2013г. Он так же считает, что ваша позиция по разделению на ДО и ПОСЛЕ просто неприемлема в отношении детей-сирот, воспитывающихся в приемных семьях.
На основании вышеизложенного просим Вас еще раз рассмотреть возможность внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 26 мая 2009 года № 492-ПП, для установления одинаковых выплат всем усыновителям независимо от даты принятия ребенка в семью, и справедливо отнестись к правам всех усыновителей. Или внести изменения уже в новое Постановление от 02.04.2013 года № 184-ПП.
Размер выплат семьям усыновителей должен зависеть только от возраста ребенка и от того, нуждается ли он в дополнительной поддержке со стороны государства (дети-инвалиды и приравненные к ним дети).
Стимулировать такую форму устройства детей-сирот, как УСЫНОВЛЕНИЕ можно только уравняв усыновителей и опекунов по льготам для семей и детей (обучение, поступление в ВУЗЫ, бесплатные путевки...), а также не лишать усыновленных детей права на получение жилья. Сейчас это чрезвычайно актуально! Тогда между усыновлением и опекой не останется материальной разницы, детей перестанут брать под опеку, а начнут усыновлять. С уважением, группа усыновителей ДО 01.01.2009 г.